Линия Фронта.
Мы и Они.
Ссылки.
Гостевая Книга.
Выйти на Связь.
На Главную. |
|
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЖОЗЕ
БОВЕ.
/Кирилл Привалов/
ВАРИАНТ
WORD
Если
верить последним опросам общественного
мнения, Жозе Бове входит в пятерку
наиболее популярных политических
деятелей Франции. 23% французов хотят,
чтобы месье Бове выставил свою
кандидатуру на будущих президентских
выборах, а 16% избирателей в Пятой
республике готовы проголосовать за него.
Впрочем, лидер Крестьянской
конфедерации (Жозе Бове создал ее в 1987
году) политиком себя вовсе не считает:
"Я - крестьянин, и этим сказано все".
Тот, кого по обе стороны Атлантики
считают сегодня признанным
предводителем борцов с гамбургерами, с
цыплятами на гормонах и с
межнациональными картелями,
проповедует эклектичное учение, которое
во французской печати назвали "жозебовизмом".
Убеждения этого ученика
анархосиндикалистов всех времен и
народов представляют собой
незамысловатую амальгаму из тезисов
Бакунина и Прудона, деклараций Ганди и
Мартина Лютера Кинга и комиксов о
похождениях Астерикса, маленького и
воинственного галла, в одиночку
противостоявшего всей Римской империи.
Судите сами: "Я не ставлю перед собой
задачу сломать Систему. Невозможно
соблазнить людей проектом под названием
"Весь мир насилья мы разрушим до
основанья!". Марксистские идеи были
хороши лишь в девятнадцатом веке. Борьба
- вот наш единственный выход из
нынешнего экономического и
политического мирового тупика. И за что
мы должны бороться? За соблюдение
Декларации прав человека, за
предоставление всем права на кров и
медицинское обслуживание, за заключение
коллективных договоров - экономических,
социополитических, культурных Чтобы
жить по-человечески и не уничтожать друг
друга сандвичами с битым перемороженным
мясом, нам необходимо единое мировое
правовое пространство".
Не стоит искать в декларациях Жозе Бове
жемчужин философской глубины и
ораторского искусства. Его мысли просты,
как черенок лопаты. Как гвоздь. Другое
дело, что заколачивает его бывший батрак
с горного плато Ларзак весьма умело и
громко. Жозе Бове - прирожденный лидер с
яркой харизмой. Хитрые глаза "домиком",
по-казацки длинные усы, живые черты лица,
сильное, закаленное физическим трудом
тело. Плюс еще бесстрашие и
расчетливость. "Гражданское
неповиновение может идти вплоть до
столкновения с государством, до
разрушительных акций, - считает Жозе
Бове. - Но сам по себе насильственный акт
- скажем, разрушение "Макдоналдса"
или поджог склада с заокеанской
трансгенетической кукурузой - ничего не
означает и ничего не дает, если в нем не
скрыто педагогическое значение. А вот,
когда тебя с товарищами бросают в тюрьму,
когда возбуждается судебное
разбирательство, а потом идет суд,
начинается самое главное: наша борьба за
коллективное общественное сознание".
Начиная с 1976 года, Жозе Бове
периодически попадает в тюрьму. Его
сажали за решетку за то, что он
отказывался служить в армии, и за то, что
он встал во главе движения крестьян, не
уступавших свою землю под военную базу.
За то, что он уничтожал склады с
американским зерном, и за то, что он
прорывался вместе с активистами из "Гринписа"
через заставы, охранявшие атолл Муруроа
во время французских подземных ядерных
испытаний в Океании. За примерами далеко
ходить не надо. Не так давно
крестьянского вожака опять приговорили
к трем месяцам тюремного заключения, на
этот раз - за разрушение в августе 1999
года строящегося в городе Мийо
ресторана "Макдоналдс". Вот, как это
комментирует сам Жозе Бове: "Единая
Европа запретила импорт американской
говядины на гормонах. Янки принялись
мстить: ввели у себя дополнительные
таксы на наши рокфор и камамбер. В
Брюсселе и Париже задергались, политики
залепетали, что они ничего не могут
поделать... Тогда-то мы и начали
действовать!".
Он призывает к насилию, но при этом
строго его дозирует. "Плохие" в его
восприятии - это многонациональные
монополии под американской эгидой и
продажные европейские политики, готовые,
даже не получив тридцати сребреников,
денно и нощно питаться гамбургерами и
кока-колой, позабыв о нуждах
национальных производителей зерна и
козьего молока. В представлении Жозе
Бове, современное государство не в
состоянии защитить маленького человека,
кем бы он ни был - провансальским
фермером, парижским интеллектуалом или
бретонским рыбаком. Остается лишь один
выход: объединяться в рамках
межколлективных - общественных или
профессиональных - структур, способных
противостоять государственному режиму,
находящемуся на службе у
межнациональных монополий (читай -
американских!).
На первый взгляд, это Евангелие от Жозе
Бове жутко примитивно. Однако у
крестьянского гуру с неизменной кривой
трубочкой в углу рта нашлось в последние
годы немало адептов, и причем не только в
"нежной Франции", всегда
остававшейся в собственном духовном
восприятии "страной крестьянской".
В ноябре прошлого года Жозе Бове
принимали в Сиэтле во время саммита
Всемирной организации торговли как
звезду международной величины. Через
несколько месяцев после американского
триумфа основателя Крестьянской
конфедерации даже пригласили в Давос на
мировой экономический форум. И эту,
казалось бы, сугубо официальную, строгую
международную встречу предприимчивый
французский фермер от политики
использовал для поднятия очередного
скандала. Явился в Давос в сопровождении
обвешанных плакатами и
зубодробительными лозунгами бородатых
друзей-крестьян. Естественно,
энергичную "группу захвата" на
давосскую встречу бизнесменов и
политиков не пустили, и месье Бове
устроил шумную разборку.
Казалось бы, зачем крестьянину эта
медиатическая суета? "Предвыборная
президентская возня меня не волнует, -
утверждает Жозе Бове. - Моя мечта гораздо
шире. На базе созданных при моем участии
"антиглобалистических"
организаций "Виа кампезина" и "Паблик
ситизен" мы создаем сейчас
Крестьянский интернационал. Кресло в
Елисейском дворце? Честное слово, оно
меня не волнует. Кроме того, из-за моих
частых отсидок я поражен в правах: не
имею возможности ни избирать, ни быть
избранным".
|
|
|